Экспериментальное исследование. Анализ ранних воспоминаний
Страница 5

Проведенный качественный и количественный анализ раннего воспоминания «Опоздание на урок», подтверждает выводы о развитии социального чувства у А, полученные в результате анализа воспоминания «Мой День рождения». У А на столько хорошо развит социальный интерес, что у нее достаточно энергии и смелости, чтобы открыто встречать проблемы и трудности, которые происходят в ее жизни. «Я делаю ошибки, но извлекаю из них уроки» - вот жизненная формула А, позволяющая получать удовольствие от жизни и извлекать выгоду из взаимодействия с окружающими.

Формулы, выведенные на основе двух ранних воспоминаний - «Я делаю ошибки, но извлекаю из них уроки» и «Я извлекаю уроки из своих ошибок» получили подтверждение со стороны А. Это говорит о надежности данных результатов и устойчивом психическом состоянии А (воспоминания были написаны с разницей в 5 месяцев).

3) воспоминание С-1.

«Хирург»

Мама несет меня в поликлинику, которая находилась рядом с домом. У меня на большом пальце правой руки под ногтем нарыв. Мы заходим в кабинет к хирургу. Я очень сильно плачу. Врач побрызгал чем-то ноготь, и он побелел. Мне очень страшно, но мама говорит, что, когда все закончится, палец уже не будет болеть. Я все равно продолжаю рыдать, хотя не чувствую боли. Мне было интересно, что делает врач, но от слез я ничего не видела. С поликлиники я шла довольная, потому что врач сказал, что когда я завтра приду на перевязку, его не будет, перевязку мне сделает медсестра.

Контент-анализ

1. Присутствующие в воспоминании люди.

1.1.

Присутствие матери

1.1.а. Присутствие матери может проявиться у человека с жизненным стилем избалованного ребенка

1.1.б. Субъект нуждается в большем внимании матери

1.1.в. Мать присутствует в воспоминаниях хорошо адаптированных благодаря ей субъектов

1.2. Отсутствие отца

1.3. Братья и сестры - не присутствуют

1.4.Двоюродные братья и сестры – не присутствуют

1.5. Бабушки и дедушки отсутствуют

1.6. Посторонние чужие люди – присутствуют: «заходим в кабинет к хирургу», «врач побрызгал», «что делает врач», «врач сказал», «перевязку мне сделает медсестра».

1.6.а. Ребенок осознает себя как часть общества, распространяет свой интерес на других людей и сотрудничает с ними

1.6.б. Посторонние люди воспринимаются как опасность

1.6.в. Присутствие посторонних людей отражает несамостоятельность и страх остаться одному

2. Тип событий

2.1. Присутствует опасность

2.2. Болезнь отражает страх перед ней и стремление лучше подготовится ко встречи с ней, став врачом, медсестрой – «у меня на большом пальце правой руки под ногтем нарыв»

2.3. Проступок не присутствует

3. Способ восприятия ситуации субъектом.

3.1. Преобладающие вид чувствительности

1) тактильный – «не чувствую боли»

2) моторный – «Мама несет меня», «Мы заходим», «я шла», «завтра приду»

3) слуховой – «я очень сильно плачу», «мама говорит», «продолжаю рыдать», «врач сказал»

4) зрительный – «я ничего не видела»

3.2. Ощущения принадлежности.

«несет меня», «у меня», «я очень», «мне очень страшно», «я все равно», «мне было интересно», «я ничего не видела», «я шла», «когда я завтра приду», «мне сделает» - «Я»-ситуация «мы заходим» - развитие социального чувства

3.3. Эмоции и чувства.

«Я очень сильно плачу», «Мне очень страшно», «продолжаю рыдать, хотя не чувствую боли», «Мне было интересно», «я шла довольная»

4. Дополнительные категории

Субъект активен, среда угрожающая, субъекта принимают, субъект угнетен.

На основе данных контент-анализа, определим возможные формулы жизненного стиля:

«Жизнь – это опасность, перед которой я бессильна»;

«Жить – значит терпеть»;

«Жизнь – это страдания, которые надо стойко переносить»;

«Я доверяю людям, но не доверяю себе»;

«Я не доверяю не себе, не людям»;

После обсуждения формул жизненного стиля и беседы с С, подтверждение получили следующие формулы: «Жизнь – это страдания, которые надо стойко переносить» и «Жизнь – это опасность, перед которой я бессильна».

Количественный анализ

1.Шкала оценки ранних воспоминаний

Средняя величина по параметру – поведение субъекта, составляет 3, а по параметру индивидуальное, эмоциональное переживание среды - 2. Эти результаты отражают общее угнетенное состояние субъекта и агрессивное, враждебное отношение к среде.

разделы

параметры

А

. Поведение субъекта по отношению к среде.

1

.отъединенное

1

2

3

4

5

6

7

общительное

2

.пассивное

1

2

3

4

5

6

7

активное

3

.агресивное

1

2

3

4

5

6

7

благожелательное

4

.зависимое

1

2

3

4

5

6

7

независимое

Б. Индивидуальное эмоциональное переживание среды.

5

.угрожающая, фрустрирующая

1

2

3

4

5

6

7

дружественная, заботливая

6

.отвергающая

1

2

3

4

5

6

7

принимающая

7

.утратил уверенность в себе, испытывает чувство несостоятельности

1

2

3

4

5

6

7

уверен в себе

8

.угнетенная

1

2

3

4

5

6

7

радостен

9

.с ним дурно обращаются

1

2

3

4

5

6

7

с ним хорошо общаются

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Темперамент и деятельность. Учет темперамента в деятельности
Поскольку каждая деятельность предъявляет к психике человека и ее динамическим особенностям определенные требования, то нет темпераментов, идеально пригодных для всех видов деятельности. Роль темперамента в труде и учебе заключается в том, что от него зависит влияние на деятельность различных психических состояний, вызываемых неприятной ...

Развитие психологической мысли в XVII веке и в эпоху Просвещения (XVIII век)
С утверждением простых технических устройств в общественном производстве принцип их действия всё больше привлекал научную мысль, для объяснения по их образу и подобию функций организма. Первым большим достижением в этом аспекте стало открытие Гарвеем системы кровообращения, в которой сердце представлялось своего рода помпой, перекачиваю ...

Введение.
В связи с прогрессивным развитием общества в последние годы наблюдается все больший интерес к иностранному языку. Стремление изучать этот предмет объясняется многими причинами. Одна из которых – желание путешествовать по миру, обогащать свои знания в общении с представителями различных стран и культур, а без знания хотя бы одного иностр ...