Экспериментальное исследование. Анализ ранних воспоминаний
Страница 8

В данном воспоминании присутствует тема удовлетворения желаний: «дело этого стоило», «залезли на дерево, потому что ягоды там вкуснее», что соответствует оральной стадии развития и подтверждает выводы, полученные при анализе первого воспоминания.

Так же есть забота об имуществе: «своим новым любимым сарафаном зацепилась за сук», «я шла домой расстроенной, так как порвала сарафан», «что мама меня обязательно будет ругать и накажет за то, что я испортила вещь» эти фразы в раннем воспоминании соответствуют анальной стадии развития.

В воспоминании «Любимая шелковица» описывается совместная активность со сверстниками: «я и моя подруга Инна пошли кушать шелковицу», что отвечает латентной стадии развития.

В качестве общего вывода, после анализа двух воспоминаний С, можно сказать, что С обладает плохо развитым социальным интересом и испытывает недоверие к окружающим людям и миру. Эти факторы получили свое отражение в формулах жизненного стиля: «Жизнь – это страдания, которые надо стойко переносить», «Жизнь – это опасность, перед которой я бессильна», «Жить – значит принимать помощь других людей», «Жизнь - это неудачи, но всегда находиться кто-то, кто мне поможет».

5) воспоминание И-1.

«Зимний вечер»

Этот день я никогда не вспоминаю – обычный зимний день 86 года. Но только ему все же было суждено оставить отпечаток на все остальные дни моей жизни. Я смогла преодолеть результаты этого дня, живя полноценно и радостно, полностью забывая о том, что было…

Был зимний вечер. В детском саду уже забрали всех детей по домам. Скоро и за мной должны были прийти. Но что-то папа задерживался на работе, а воспитательница все нервничала, что должна сидеть со мной одной так долго. Была напряженная ситуация для меня, потому что я чувствовала себя виноватой. Я почему-то еще с детства не могла чувствовать на себе недовольство людей, полученное, главным образом, из-за меня.

Воспитательница жаловалась другой насчет того, что ей надо сидеть с этим ребенком, и крикнула из комнаты, чтобы я поскорее одевалась. Я так не любила крик (да и сейчас тоже), что готова была молча выполнить любое указание, чтоб только меня не ругали. Она вернулась и спросила, не хочу ли я в туалет. Я подумала, что это же заберет какое-то время, поэтому сразу же ответила нет. И когда мы уже одетые выходили из детсада она меня еще раз спросила тот же вопрос. И хотя мне действительно в тот момент уже хотелось в туалет, я опять сказала ей нет. Во-первых, мы уже были на улице и было неудобно возвращаться (я боялась, что она скажет, что говорила уже об этом), а во-вторых, она разговаривала со мной таким тоном, что хотелось побыстрее уйти от этого кошмара.

Так мы стояли на улице неопределенное время, но главное было холодно – ведь зима, снег. Я тогда очень замерзла и, конечно же, не вытерпела – уже домой я шла в мокрых штанах. За мной вскоре пришли, и я помню, когда шла по дороге домой – молчала. Папа что-то спрашивал, а мне хотелось молчать. Во-первых, было стыдно, а во-вторых, я почему-то знала в тот момент, что эту ситуацию я когда-то буду вспоминать. Хотя это был обычный день – день из детского сада, куда ходила 4-летняя девочка. Но все отличие состояло в том, что он положил начало для простуды, превратившейся в гораздо большее. Много лет детства были потрачены на больницы, диеты, ограничения в каких-то движениях и т. д.

Контент-анализ

1. Присутствующие в воспоминании люди.

1.1. Присутствие матери – мать отсутствует

1.1.г. Отсутствие матери в раннем воспоминании может проявляться у людей, у которых есть чувство, что мать ими пренебрегала.

1.1.д. Отсутствие матери может наблюдаться в случаях, когда мать «проиграла игру»: ребенок не привязан к ней, не удовлетворен своей жизненной ситуацией.

1.1.е. Отсутствие матери в раннем воспоминании может быть связано с рождением в семье следующего ребенка и обусловленной этим «детронизацией» - свержением с трона.

1.2. Присутствие отца

1.2.а. Присутствие отца в раннем воспоминании может наблюдаться в тех случаях, когда ребенок обращается к отцу из-за неудовлетворенных отношений с матерью и/или в связи с рождением следующего ребенка.

1.2.б. Отец может присутствовать в раннем воспоминании избалованного ребенка, восстающего против строгого отца.

1.3. Братья и сестры - не присутствуют

1.4. Двоюродные братья и сестры – не присутствуют

1.5. Бабушки и дедушки отсутствуют

1.6. Посторонние чужие люди – присутствуют:

«забрали всех детей», «воспитательница все нервничала», «недовольство людей», «жаловалась другой»

1.6.а. Ребенок осознает себя как часть общества, распространяет свой интерес на других людей и сотрудничает с ними

1.6.б. Посторонние люди воспринимаются как опасность

1.6.в. Присутствие посторонних людей отражает несамостоятельность и страх остаться одному

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12


Личностные особенности руководителя и их влияние на коллектив
Понятие «психология руководителя» не тождественно понятию «психология личности». Последнее понятие включает весь мир человека, тогда как понятие «психология руководителя» относится лишь к некоторым специфическим образующим психологии, «обслуживающим» социальную активность в рамках системы управления. Личность руководителя можно предста ...

Личностная готовность к обучению в школе
Чтобы ребенок успешно учился, он прежде всего, должен стремиться к новой школьной жизни, к «серьезным» занятиям, «ответственным» поручениям. На появление такого желания влияет отношение близких взрослых к учению, как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника. Влияет и отношение других детей, сама ...

Личностные особенности и характер отношения к сверстникам демонстративных детей
Демонстративное поведение отражает определенную направленность личности, ее внутренние мотивы. Хотя мотивы ребенка не могут быть непосредственно наблюдаемы, использование психологических методов позволяет выявить важнейшие особенности личности и самосознания детей. Остановимся на конкретном описании этих особенностей. 1. Степень эмоцио ...