Приложения
Страница 11

- Кому вы больше всего любите задавать вопросы? Кто на них вам интересно отвечает?

- Вам, значит, нравится, когда интересно отвечают и рассказывают. А вы умеете рассказывать так, чтобы было понятно то, что вы хотите сказать, и чтобы вас не переспрашивали?

— Как же надо говорить, чтобы речь ваша была понятной? В этом нам поможет мое волшебное зеркальце. С ним мы побываем в доме, в котором живут дети. В этой квартире живет Саша. Кто он?

«САШИНА КАША»

Живет на свете Саша

Во рту у Саши каша -

Не рисовая каша,

Не гречневая каша,

Слова простые наши,

Слова простые наши

На русском языке.

Но то, что можно внятно

Сказать для всех понятно,

Красиво, чисто, ясно, —

Как люди говорят, —

Наш Саша так корежит,

Что сам понять не может:

Произнесет словечко —

И сам тому не рад!

Он скажет: «До свидания!»

А слышится: «До здания!»

Он спросит: «Где галоши?»

А слышно: «Это лошадь?»

Когда он вслух читает,

Поймешь едва-едва:

И буквы он глотает,

И целые слова.

Он так спешит с налета

Прочесть, спросить, сказать,

Как будто тонет кто-то,

А он бежит спасать.

Он может, но не хочет

За речью последить.

Нам нужен переводчик его переводить.

(С. Михалков)

- Дети, как вы думаете, приятно бывает окружающим, когда с ними вот так кто-то разговаривает? Конечно, нет. В таком разговоре не понятно ни слова. Как вы думаете, какое выражение лица у нашего волшебного зеркальца? Удивленное. (Показывает пиктограмму.) Давайте покажем это мимикой.

- Дети, а как нужно говорить, чтобы тебя понимали? (Неторопливо, четко, ясно.)

- А теперь заглянем в следующую квартиру, там живет девочка Таня. Послушайте, что это за крики?

«Что за крик, что за рев,

Там не стадо ли коров?

Нет, там не коровушка,

Это — Таня-ревушка.

Плачет, заливается,

Слезами умывается — у-у-у».

(А. Барто)

— Дети, как вы думаете, приятно разговаривать с такой девочкой-капризулей? Как вы думаете, какое выражение лица у нашего зеркальца? Когда кто-то капризничает, это огорчает окружающих, у зеркальца грустное выражение лица. (Показывает пиктограмму.) Изобразите такое лицо.

- Ну а в этой квартире живет ребенок с интересным именем Лапуся.

Я не знаю, как мне быть

-Начал старшим я грубить.

Скажет папа: - Дверь открыта!

Притвори ее, герой!

-Я ему в ответ сердито

Отвечаю: - Сам закрой!

За обедом скажет мама:

- Хлеб, Лапуся, передай!

-Я в ответ шепчу упрямо:

- Не могу. Сама подай!

-Очень бабушку люблю,

Все равно — и ей грублю.

Очень деда обожаю,

Но и деду возражаю.

Я не знаю, как мне быть,

Начал старшим я грубить.

- А с вами бывает такое, когда вы невежливо отвечаете взрослым? Грубые слова портят нашу речь, делают ее некрасивой.

Какое выражение лица у нашего волшебного зеркальца? Грубые слова обижают человека, поэтому у зеркальца -- печальное выражение лица. (Показывает пиктограмму.)

- А теперь давайте отдохнем и разыграем с вами ситуацию «Знакомство». (Двое детей располагаются так, что один сидит, а другой стоит.)

— Дети, как вы думаете, удобно ли было общаться нашим детям? Почему? Когда мы говорим друг с другом, то стараемся расположиться так, чтобы видеть глаза собеседника.

- А вот еще один мальчик Федя, который живет со своей мамой в этой квартире. Вы уже знаете печальную историю, которая произошла с ним, когда он с мамой пошел в зоопарк. Что он говорил маме? Давайте вспомним. (Станешь старой, никогда тебе градусник не поставлю; таблеток не дам; чай с лимоном не принеси.) А что он сказал зверям? (Мало на вас охотились, мало из ружья стреляли, надо из пулемета.) Кому же он еще нагрубил? (Земле). И что же с ним произошло? (Он сошел с Земли, сказав, что обойдутся без него. Оставшись один, он испугался.) Вот какой грубый мальчик.

— Дети, посмотрите, что случилось с нашим зеркальцем? Оно плачет. Давайте утешим его. Что можно придумать? Утешить -поиграть в игру «Путаница». Выбирается водящий, который закрывает глаза. Остальные дети становятся в круг, берутся за руки, начинают запутываться. Когда образовалась путаница, водящий открывает глаза и распутывает.

Фея:

- Молодцы, вы смогли развеселить зеркальце. (Показывает пиктограмму.) Сегодня мы с вами долго путешествовали. Как же нужно вести себя в разговоре, чтобы было всем понятно? (Говорить надо ясно, не торопясь, без грубых слов, спокойно, важно при этом смотреть друг другу в глаза.)

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16


Приложения
1. Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири В соответствии с результатами теста определяются следующие типы отношения к окружающим: I. Авторитарный 13-16 — диктаторский, властный, деспотический характер, тип сильной личности, которая лидирует во всех видах групповой деятельности. Всех наставляет, поучает, во всем стремитс ...

Фикционный финализм
Как мы уже упоминали, по убеждению Адлера, все, что мы делаем в жизни, отмечено нашим стремлением к превосходству. Цель этого стремления — достичь совершенства, полноты и целостности в нашей жизни. Адлер полагал, что эта универсальная мотивационная тенденция принимает конкретную форму в виде стремления к субъективно понимаемой определяю ...

Теоретический анализ проблемы психологического воздействия рекламы на идентификацию. Понятие идентификации
Идентификация- опознание кого-либо, чего-либо и уподобление, отождествление себя, своих действий с кем-либо, чем-либо. Идентичный - тождественный, одинаковый [22]. В психологии личности и социальной психологии, «идентификация», определяется как эмоционально-когнитивный процесс «отождествления субъектом себя с другим субъектом, группой ...