ПриложенияСтраница 17
Предварительная работа: чтение рассказа Б. Житкова «Как слон спас хозяина от тигра».
Методы и приемы: игра на создание благоприятного психологического микроклимата; прием ТРИЗ (цепочка слов); проигрывание ситуации; игровое упражнение, направленное на воспитание гуманного отношения друг к другу.
Ход занятия: воспитатель предлагает игру «Комплимент». Цель: помочь детям увидеть свои положительные стороны и почувствовать, что каждый из них принимаем и ценим другими детьми.
Дети становятся в круг. Воспитатель:
— Дети, каждый из вас должен сейчас обратиться к другому со словами: «Мне нравится в тебе .», — а дальше скажите, что вам нравится в вашем товарище (особенности внешнего вида, характера).
Появляется Фея. Она обращается к детям:
- Здравствуйте, дети! Помогите сегодня мне вылечить больных. Я сейчас вас превращу в докторов. (Взмахнула волшебной палочкой.) Вы знаете, что доктора лечат больных, выписывая им определенные лекарства. Вот и вам нужно будет потрудиться: установить, что беспокоит пациентов и выписать им рецепты. А «больные» у нас необычные. Они боятся прийти на прием. Но у нас есть телевизор, и на его экране будут появляться опознавательные знаки, при помощи которых можно узнать диагноз больных. (Выставляет на экран большую букву «Я».)
— Вот и первый пациент. Его зовут Сережа. Больной жалуется на то, что дети с ним не играют, его не любят, а постоянно дразнят вот так:
«Наша утка — крякалка, А Сережа — Якалка».
Всем все время говорит: «Я сумею, я смогу, Я быстрее пробегу».
Фея :
- Доктора, вы догадались, что это за больной? Посмотрите, что появилось на экране? (Буква: «Я» означает, что этот мальчик постоянно хвастается,) Давайте поможем ему, ведь он и не догадывается, почему с ним дети не дружат. Давайте выпишем ему рецепт на лекарство. Как оно у нас будет называться? Назовите слово, противоположное слову «хвастовство», — «скромность».
- Вот стучится следующий больной, кто же он? (На экране телевизора лист бумаги, на котором изображены кляксы.)
- Это замарашка Кирилл. Он так же, как и Сереж^ («Якал-ка>>), жалуется на то, что ребята его дразнят, а почему, он не знает. А дразнят его вот как:
Замарашка Кирилл Месяц в баню не ходил, Столько грязи, столько ссадин! Мы на шее лук посадим.
— Давайте и ему выпишем рецепт. Какое лекарство вы ему пропишите? Назовите слово, противоположное по значению слову «неряшливость», - «аккуратность». (Снимает лист бумаги с экрана.)
- Больные идут друг за другом. Вот следующий больной. (На листе бумаги изображены капельки слез.) Он только и знает: чуть что, сразу плачет. С ним так же, как и с предыдущими больными, не хотят играть дети и его постоянно дразнят:
Плакса, вакса, гуталин
Проглотил горелый блин.
- Это, наверное, очень тяжелый больной. Давайте поскорее выпишем ему рецепт. Как будет называться лекарство? Подберите слово, противоположное слову «печаль», -- «радость».
- Доктора, посмотрите на экран телевизора, он ничего не показывает. Странно, на нем только лишь один черный цвет. Наверное, это говорит о тяжелой степени болезни.
- Оказывается, этого больного зовут «Злюка». У него постоянно плохое настроение, и он всегда говорит другим только плохие слова.
- Дети, а вы знаете, что «черные» слова пачкают нашу речь, портят настроение и здоровье. И хуже становится тому, кто ругается. Вот какой тяжелый случай. Нам необходимо найти лекарство и для него, и для тех, кого он обижает, ведь они тоже страдают.
- Сначала давайте представим этого «Злюку», какой он? (некрасивый, без улыбки .; ему кажется, что и вокруг люди становятся драчливыми и злыми). Давайте попытаемся изобразить мимикой это лицо.
- Теперь пропишите ему лекарство. Что нужно предпринять в первую очередь? (Улыбнуться, извиниться.)
- Всегда ли мы умеем вовремя извиниться? Вы знаете историю про индуса и слона. Как поступил хозяин? Каким образом слон спас хозяина? Понял ли хозяин, что был не прав по отношению к слону? Что он сделал? Правильно, ребята, хозяин понял, что был не прав, и извинился — он отдал хлеб слону.
- А вы, мои помощники, всегда ли во время извиняетесь?
- Что вы посоветуете тем людям, которые страдают от «Злюки», расстраиваются, плачут или жалуются на него другим?
- Я думаю, что им нужно достойно ему ответить, вот так: «Кто как обзывается, тот так и называется». Получается, что плохие, черные слова возвращаются ему обратно.
Общение как восприятие.
в процессе общения должно присутствовать взаимопонимание между участниками этого процесса. понимание целей, мотивов, установок партнера по взаимодействию, или как не только понимание, но и принятие, разделение этих целей, мотивов, установок. большое значение имеет то, как воспринимается партнер по общению, иными словами, процесс восприя ...
Мозг «мужской» и мозг «женский»
«Если у мужчины чётко разграничены функции полушарий головного мозга, то есть левое отвечает за логическое мышление, а правое – за абстрактное, то у женщины и левое, и правое мало чем отличаются друг от друга».
Шейнов В. П.
Существует авторитетное мнение о существовании «мозга мужского и женского». Мужской гормон тестостерон в период ...
Общение как возможность coвместной
деятельности
В современной психологии общение часто рассматривается как синоним понятия взаимодействие, которое используется для характеристики всего многообразия природных и социальных явлении. Согласно словарю С.И. Ожегова, взаимодействие - это взаимная (т.е. обоюдная, касающаяся обеих сторон) связь двух явлений[11]. В философском словаре взаимоде ...